Интересные факты про театр

Трудно представить жизнь без театра, в котором органично синтезированы литература и хореография, музыка и изобразительное искусство. Над театральным продуктом трудится целая команда: актеры, режиссеры, постановщики, художники, рабочие. История театра начинается с того времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Народные празднества постепенно переросли в профессиональные постановки, без которых немыслимо современное общество любого народа.

театр

Мы хотим представить на ваш суд самые интересные, на наш взгляд, факты о театре.

• В пушкинские времена не весь зал театра был занят креслами, а лишь пара первых рядов. Эти места предназначались знатным и состоятельным господам. За ними располагались стоячие места для обычных людей — студентов, клерков. Билеты в эту зону зрительного зала по стоимости были намного дешевле. На чрезвычайно популярные спектакли желали попасть множество театралов, поэтому самые заядлые приходили на пару часов раньше начала, чтобы занять лучшие места для стояния.

• К женским театральным персонажам в средневековье относились несколько иначе, нежели сейчас. В основном женщины могли играть лишь служанок. Такие персонажи создавались в качестве насмешки. Соответствующая смысловая нагрузка прослеживалась и в каждой детали их туалетов.

• Современные сотнесериальные фильмы — не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер после работы зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами.

• Публика древнего Рима наслаждалась кровавыми зрелищами не только во время гладиаторского боя, но и во время театрального представления. Для изображения сцены гибели персонажа пьесы, актера в этот момент заменяли преступником-смертником, чтобы убить его на глазах всех зрителей.

• К интересным фактам о театре также можно отнести суеверие о том, что ни в коем случае нельзя ронять сценарий. Но если это все-таки произошло, то необходимо обязательно сесть на него, причем, не важно, куда сценарий упал, хоть в грязь, хоть в лужу. После того, как посидели на нем немного, возьмите его рукой, и только после этого вставайте. Актеры уверены, что если не произвести все эти действия, то обязательно случится какая-нибудь неприятность. Либо слова роли забудутся, либо и вовсе спектакль провалится.

сценарий

• Слова суфле и суфлёр имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «souffle» (выдох, дуновение). Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр — потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.

• Выражение «Финита ля комедиа» произошло ещё во времена древнего Рима. Тогда этой фразой актеры завершали все спектакли.

• Один из самых необычных символов кукольного театра в мире — это часы на фасаде театра Образцова в Москве. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных появляются под музыку «Во саду ли, в огороде». Все вместе животные появляются дважды — в полдень и в полночь.

• В штате Вирджиния (США) располагается уникальный «бартерный» театр, в котором за билет зритель может заплатить не деньги, а продукты питания.

• В последние годы своей жизни Татьяна Пельтцер уже забывала слова, когда играла в спектаклях Ленкома. Как-то она играла Клару Цеткин в спектакле «Синие кони на красной траве», где Олег Янковский играл Ленина. Она вышла на сцену и вдруг сказала: «Господи боже мой! Батюшки мои! Ну ничего не помню». Олег Янковский не растерялся и спросил: «Клара, вы, наверное, хотите сказать, что пролетариат должен объединяться?» Пельтцер ответила: «Да, батюшка, хочу!». И весь оставшийся диалог Янковский вёл сам.

• Когда Брюс Уиллис стал старшеклассником, у него развилось заикание. Попав в театральный кружок, он обнаружил, что во время игры на сцене он перестаёт заикаться, что подстегнуло Брюса к усиленной активности в этом направлении.

Брюс Уиллис

• Актёр Константин Анисимов состоит в труппе Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а также работает диктором на домашних матчах футбольного клуба «Зенит». В первые годы такого совмещения матчи и спектакли нередко накладывались друг на друга, и актёру приходилось идти на разные ухищрения. Например, роль Лаэрта в спектакле «Гамлет» подразумевала выход на сцену только в первом и третьем актах, а между ними Анисимов успевал съездить на стадион и провести матч.

• Традиция присутствия театральных зрителей, искусственно обеспечивающих овацию, восходит ещё к считавшему себя великим артистом Нерону, которого с трибун восхваляли солдаты. В Европе аплодирующие наёмники, или клакеры, широко распространились в 19 веке. Их услугами пользовались большинство театров и оперных домов, причём со временем клакеры стали требовать вознаграждение под угрозой освистывания актёров. С течением времени почти везде клаки исчезли как явление, однако до сих пор сохранились в Большом Театре.

• В театральных постановках «Питера Пэна» фею Динь-Динь предлагают спасать от смерти зрителям: их просят хлопать, если они верят в фей, и тогда Динь-Динь оживает. Поэтому существование вещей и явлений только из-за того, что люди верят в них, иногда называют эффектом Динь-Динь. Выделяют также обратный эффект Динь-Динь, когда чем больше люди верят в нечто, тем больше вероятность его исчезновения. Например, при укреплении в массовом сознании стереотипа о том, что вождение безопасно, водители начинают управлять машинами более легкомысленно, тем самым повышая опасность на дорогах.

• Питера Пэна в театральных постановках чаще играют не мальчики, а женщины миниатюрного телосложения. Одной из причин этого стало то, что в Англии начала 20 века, когда Джеймс Барри написал произведение, действовал закон, запрещающий детям до 14 лет работать после 21 часа.

• Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, наши скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение «шут гороховый».

шут гороховый

• «Звёзды и полосы навсегда» — это самый известный патриотический марш США. Тем не менее, в американских театрах и цирках оркестр никогда не исполнит эту мелодию просто так. Она зарезервирована в качестве сигнала бедствия о чрезвычайной ситуации, например, пожаре, чтобы персонал мог начать эвакуацию зрителей без паники.

• Комедийный театр «Teatreneu» в Барселоне внедрил новую систему оплаты за смех. В спинки кресел в зрительном зале вмонтированы планшеты с установленной программой по распознаванию мимики. Каждая зафиксированная улыбка стоит 30 евроцентов, а максимальная стоимость представления установлена в 24 €, то есть после 80-й улыбки можно смеяться бесплатно. Система понравилась как зрителям, количество которых увеличилось, так и администрации театра, чьи доходы выросли.

• Продюсер Дэвид Меррик в 1961 году выпустил на Бродвее мюзикл «Метро для спящих». Представление получило не самые лестные отзывы, что сподвигло Меррика на хитроумный рекламный трюк. Он нашёл в Нью-Йорке полных тёзок семерых самых влиятельных театральных критиков (Ховарда Таубмана, Уолтера Керра и других), пригласил на мюзикл и купил у них разрешение на использование фото. Затем Меррик подал объявление в газеты, в котором были имена «критиков», эти фото и отзывы типа «Одна из лучших музыкальных комедий за последние 30 лет» или «Великолепный мюзикл. Мне понравилось». Хотя рекламу опубликовали только в одном выпуске «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», её эффекта хватило на продолжение показов в течение ещё шести месяцев.

• В Древнем Риме на похороны знатных людей приглашали старшего клоуна из театра — архимима. В процессии архимим шёл сразу за гробом, а его работа заключалась в имитации жестов и поведения покойного. Для усиления эффекта актёр мог облачаться в одежду покойного и надевать изображавшую его маску.

архимим на похоронах

• В июле 2011 года в лондонском театре Barbican каждый вечер устраивали необычный театральный перфоманс под названием «Колыбельная». Зрителям предлагалось вместо сидения в креслах лежать на одно-, двух- и трёхспальных кроватях, а главной целью шоу было расположить людей к хорошему сну. Утренний завтрак также входил в программу представления.

• Японский театр кабуки, где все роли, даже женские, играют мужчины, основала именно женщина. Её звали Окуни и она была служительницей святилища в 17 веке. Она и другие женщины исполняли тогда также все роли, в том числе мужские. Однако вскоре руководству страны не понравилась безнравственная атмосфера, часто царившая на таких представлениях, и женщин в театре кабуки заменили юношами, а впоследствии зрелыми мужчинами. В наше время традиции уже не столь сильны, и в некоторых труппах женские роли стали снова исполнять женщины.

• Среди всего разнообразия вееров существовали особые театральные вееры, которые кроме своего прямого предназначения выполняли функцию помощника. На вееры для зрителей наносили сцены из спектакля, программы представлений, отрывки из пьес. А актрисы на своих веерах иногда записывали труднозапоминаемые тексты.

• Англичанин Гораций де Вир Коул прославился как знаменитый шутник. Одним из лучших его розыгрышей стала продажа билетов в театре. Раздав строго определённые места лысым мужчинам, он добился того, что вместе эти лысые черепа с балкона читались как бранное слово.

• Итальянский комик Бианконелли решил разыграть перед публикой весёлую пантомиму с большой бутылью в руке. По одной из версий, после его провала слово «фиаско» (по-итальянски — «бутылка») получило значение «актёрская неудача», а затем «неудача, провал» вообще.

• В 19 веке актрисы отказывались играть Софью в «Горе от ума» со словами: «Я порядочная женщина и в порнографических сценах не играю!». Такой сценой они считали ночную беседу с Молчалиным, который ещё не был мужем героини.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.