Интересные факты про мореплавание

Мореплавание, одно из наиболее древних и развитых средств сообщения. Но при кажущейся простоте и доступности оно обладает существенными недостатками, а именно: высокая степень риска, зависимость от природных условий (штормы, течения, подводные и ледовые опасности, и пр.) и человеческого фактора (навигационные ошибки, халатность и пр.), а также необходимость учета многих нередко противоречивых условий для создания надежного и эффективного плавучего сооружения.

мореплавание

Мы постарались собрать для вас самые интересные и занимательные факты про мореплавание.

• Инуиты Гренландии ещё до контакта с европейцами применяли трёхмерные карты береговой линии, вырезанные из дерева. Ими можно было пользоваться на ощупь во время плавания на каяках в любое время суток. Если инуит плыл ночью, он определял расстояние до скалистых берегов по эху своего голоса, а затем сверялся с изгибами деревянной карты.

• В 1988 году француз Реми Брика пешком пересёк Атлантический океан. К его ногам были привязаны пятиметровые понтоны из стеклопластика, помогал он себе только веслом, а за собой тянул плот с оборудованием, установкой для опреснения воды и рыбацкими принадлежностями. Начав путь от Канарских островов, путешественник хотел достичь Гваделупы, но, исхудавший и галлюцинирующий, был подобран траулером недалеко от Тринидада — тем не менее, Книга рекордов Гиннесса зачла ему рекорд. В 2000 году Брика поставил ещё более грандиозную цель — пройти таким же образом Тихий океан от Лос-Анджелеса до Сиднея. Однако ему пришлось просить помощи и досрочно завершить путь в 500 милях к югу от Гавайев, так как сильный шторм перевернул плот и повредил навигационное оборудование.

• В начале 1992 года из Гонконга в США отправился корабль с грузом из 29 тысяч китайских пластиковых игрушек: жёлтых уточек, а также черепашек, лягушек и бобров. В середине пути судно попало в шторм, и контейнеры с игрушками смыло за борт. Уточки оказались в свободном плавании и через некоторое время стали появляться на берегах Аляски, Гавайев и в других местах. Игрушки оказали большую помощь океанографам, исследующим течения. Например, было установлено, что период круговорота между Японией, Аляской и Алеутскими островами составляет примерно три года.

• Боливия не имеет выхода к морю, но в ней есть официальные военно-морские силы. Дело в том, что ещё в 1879 году Боливия была вынуждена уступить участок тихоокеанского побережья, проиграв войну Чили, и общественное сознание так и не смирилось с этой потерей. В стране ежегодно проводится День моря, а политическая риторика открыто признаёт потребность рано или поздно отвоевать обратно выход к нему. Сейчас флот Боливии состоит в основном из катеров, патрулирующих приграничные реки и самое большое южноамериканское озеро на границе с Перу — Титикака.

• Традиционно морякам позволялось носить серьгу в ухе после первого пересечения экватора или после того, как они обогнули мыс Горн. Многие из них верили, что серьга — это талисман, предохраняющий от морской болезни или не позволяющий её владельцу утонуть. Однако многие пираты носили это украшение и для практической пользы — в случае их смерти серьга становилась оплатой транспортировки к родным для того, чтобы их нормально похоронили. А пираты, отвечавшие за стрельбу из пушек, находили им ещё более банальное применение — серьги служили им ушными затычками во время громкого выстрела.

• Существует версия, что пираты и другие моряки надевали повязку на глаз из чисто практических соображений. Дело в том, что в трюме корабля очень темно, и при спуске туда с палубы глазам человека требуется несколько минут для адаптации. А если моряк носил повязку, он мог снять её в трюме и сразу хорошо видеть одним глазом — это сильно повышало эффективность его работы в опасные моменты, особенно в сражениях. Хотя подтверждающих её исторических сведений не существует, версия выглядит правдоподобной и была проверена тестами в наше время. Задокументировано аналогичное использование повязки пилотами на заре развития аэропланов, когда они пролетали над ярко освещёнными городами: одним глазом они могли смотреть наружу, а другим, освобождаемым из-под повязки, на карты и приборы в тусклой кабине.

пират с повязкой на глазу

• В знаменитой песне из романа Стивенсона «Остров сокровищ» поётся: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо, и бутылка рому!». Логично предположить, что «Йо-хо-хо» — это хохот пиратов, однако это не так. Такой возглас использовался английскими моряками, когда им нужно было вместе одновременно приложить усилия в какой-нибудь работе — в русском языке ему соответствует фраза «Раз, два, взяли!».

• Недалеко от Канады в Атлантическом океане расположен остров Сейбл, который называют «кладбищем Атлантики» и «пожирателем кораблей». Остров длиной 42 километра имеет узкую серповидную форму и возник благодаря встрече тёплого Гольфстрима с холодным Лабрадорским течением в этом месте. Главной опасностью для севших на мель около Сейбла кораблей являются его зыбучие пески, которые скрывали все типы кораблей от парусников до пароходов, всего здесь документально зарегистрировано свыше 350 кораблекрушений. Другим опасным фактором является перемещение острова — из-за размыва песка с одной стороны и намыва с другой Сейбл движется на восток со скоростью более 200 метров в год.

• Медсестра Вайолетт Джессоп сумела выжить после того, как корабль HMHS Britannic в 1916 году подорвался на немецкой мине, а шлюпку, в которую она села для эвакуации, затянуло под вращающийся гребной винт. Четырьмя годами ранее эта же медсестра находилась на борту «Титаника» — корабля того же класса и той же компании — и также сумела выжить. А в 1911 году Вайлетт была на борту «старшего брата» этих двух лайнеров — «Олимпика», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», хотя в той аварии никто не пострадал.

• Когда рыбы плывут против течения, они тратят меньше энергии, чем при плавании в спокойной воде. Это объясняется умением рыб улавливать возникающие водовороты, лавируя из стороны в сторону с минимальным напряжением основных мышц. Такой способ плавания можно сравнить с движением парусной яхты против ветра.

• В 16 веке мореплаватели открыли Галапагосские острова, а с ними и обитающих там гигантских черепах. Довольно быстро их стали использовать в качестве «живых консервов». В то время рацион моряков состоял из сухарей и солонины. Черепахи же могли долгие месяцы обходиться без пищи и воды, и их убивали по мере надобности в свежем мясе. Было истреблено множество видов гигантских черепах, а от полного уничтожения их спасло изобретение настоящих консервов и холодильников.

• В юго-восточной Азии обитает народность баджо — их также именуют морскими цыганами за то, что они ведут морской кочевой образ жизни у берегов Филиппин, Малайзии и Индонезии. Хотя в последнее время правительства этих стран переселили многих кочевников на сушу, до сих пор многие из них живут в море в домах на сваях либо просто в лодках. Они посещают берег для продажи пойманных рыбы и жемчуга и покупки риса, воды и предметов первой необходимости. Многим морским цыганам ещё в детстве перфорируют барабанные перепонки. Ребёнок неделю лежит с кровотечением из носа и ушей, зато потом может без боли нырять на глубину до 30 метров в поисках жемчуга и морских огурцов.

народность баджо

• В 1942 году советская подлодка Щ-421 подорвалась на немецкой противолодочной мине, потеряв ход и возможность погружаться. Чтобы судно не снесло к берегу противника, было принято решение сшить парус и поднять его на перископе. Однако доплыть на парусе до базы уже не получилось, как не получилось даже отбуксировать подлодку при помощи других кораблей. После появления немецких торпедных катеров экипаж эвакуировали, а субмарину затопили.

• В 17-18 веках в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Всем остальным, кто открывал бутылки самостоятельно, полагалась смертная казнь.

• В рассказе Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» 1838 года есть эпизод, когда корабль попадает в шторм и четверо моряков спасаются на плоту. Не имея пищи, они решают съесть одного из них по жребию — и этой жертвой стал Ричард Паркер. В 1884 году затонула реальная яхта, и так же выжили четыре человека на одной шлюпке. Они вряд ли читали тот рассказ, но в итоге съели юнгу, которого звали Ричард Паркер.

• Районы мирового океана между 30° и 35° как северной, так и южной широты, иногда называют конскими широтами. Дело в том, что здесь преобладают антициклоны и часто бывают штили, которые вызывали задержки парусных судов. И во время особо длительных задержек из-за нехватки воды и пищи приходилось выбрасывать за борт лошадей.

• В 1942 году немецкая подлодка потопила британский торговый корабль. Служивший на нём моряк китайского происхождения Линь Пэн успел выпрыгнуть за борт в спасжилете, а потом в воде нашёл свободный плот. Небольшие запасы воды и печенья на плоте быстро кончились. Моряк, дрейфуя на плоту по Атлантическому океану, собирал дождевую воду и ел сырую рыбу, которую ловил импровизированной удочкой, а однажды ему удалось поймать чайку и высосать из неё кровь. Так он плавал 133 дня, пока плот не прибило к бразильскому берегу. Линь Пэн похудел всего на 9 кг и сразу мог ходить без посторонней помощи.

линь пэн моряк

• До начала эры мореплавания государственные флаги имели самую разную форму. Прямоугольная форма с соотношением сторон 2 к 1 или 3 к 2 была наиболее практичной для установки на мачтах кораблей. Постепенно такая форма флагов стала стандартной, сначала в Европе, а затем и по всему миру. Единственный в настоящее время государственный флаг непрямоугольной формы (за исключением квадратных знамён Швейцарии и Ватикана) — флаг Непала. Возможно, это объясняется тем, что это горное королевство без выхода к морю не имело потребности в изменении формы знамени для установки на кораблях.

• В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.

• Английский пират и мореплаватель Фрэнсис Дрейк прославился своими набегами на испанские колонии в Южной Америке, награбив много золота. Однако его злодеяния преувеличены в несколько раз. Сами испанские чиновники пользовались удобным случаем и списывали на Дрейка всё наворованное у королевской казны.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.